Гонщики в шлемах

Гонщики в шлемах

Twitter

Facebook

Вконтакте

Telegram

Эволюция шлемов гонщиков Формулы 1: часть 1

Опубликовано 10 сентября 2018

В современном мире, где уровень безопасности в Формуле 1 растет год от года, сложно поверить в то, что когда-то вместо шлема пилоты использовали тряпичный чепчик. И лишь суеверный Альберто Аскари впервые в истории гонок попросил шляпника специально создать для себя защитный шлем. Труд этого же мастера в свое время спас жизнь и Стирлинга Мосса.

Доформульное прошлое

За полвека до старта чемпионата Формулы 1 гонщики защищали свою голову тем, что и язык не поворачивается назвать «шлемом». Это был головной убор, сшитый из ткани, который был призван (только вдумайтесь в назначение шлема того времени!) защищать волосы от масла и грязи и оберегать глаза от попадания в них самих волос.

Фрэнк Эллиот на старте гонки Indy 500 в 1922 году

Однозначно, тогда на старт гонок выходили необычайно смелые люди, которые вообще не переживали о своей безопасности. А зря, ведь хоть скорости тогда и были гораздо ниже, но аварий с летальным исходом хватало. В подтверждение этому черный юмор того времени, который дожил до наших лет:

«Эти чепчики предотвращали выпадение мозга из расколотого черепа в руки гонщика»

В 1950 году эти «шлемы» дебютировали и в Формуле 1, но здесь они не прижились.

Нино Фаррина мчит к своей победе на первом этапе Формулы 1 — Гран-при Великобритании 1950 года

Первый специальный

Не будем скрывать, попытки сделать шлем более твердым были, начиная с 20-х годов ХХ столетия. Тогда для этого тряпичные головные уборы просто пропитывали клеем и обкладывали пробкой. Иногда гонщики заимствовали шлемы у летчиков реактивных истребителей.

С 1952 года в Формуле 1 запретили мягкие шлемы. А первым специально разработанным для гонщика шлемом с твердой основой стал именно тот, который для Альберто Аскари создал известный лондонский шляпник Герберт Джонсон. Он состоял из кожаной оболочки и мягкого слоя резины, которая защищала уши. А весил этот шлем около 700 граммов. Неотъемлемым его атрибутом были авиационные очки, которые разработала компания Polaroid.

Альберто Аскари в своем любимом шлеме, который он не надел лишь однажды.. на фатальные для него <a href="http://parabolike.com/2016/01/12/magic">заезды</a>

Гоночный шляпник

Альберто Аскари был не единственным пилотом Формулы 1, обратившимся к Герберту Джонсону. Английский шляпник создал защиту, которая в 1962 году по-настоящему спасла жизнь легенде Формулы 1 — его земляку Стирлингу Моссу… Во время внезачетной гонки в Гудвуде британец попал в ужасную аварию, в результате которой получил серьезную травму головы и навсегда распрощался с карьерой автогонщика. Однако если бы тогда на голове британца по-прежнему был тряпичный «шлем», то Стирлинг Мосс бы не выжил.

Шлем Стирлинга Мосса. На врезке его внешний вид сейчас &mdash; после жуткой аварии британца. На нем даже есть следы крови Мосса

Еще одна гордость Герберта Джонсона и мастерской на New Bond Street в Лондоне — это шлем для аргентинца Хосе Гонсалеса. Изначально он был коричневым, но со временем его перекрасили в желтый — национальный цвет Аргентины. Особенностью данного головного убора являются дырки в шлеме. Это не последствия аварии или каких-то приключений. Они были сделаны специально, поскольку Хосе Гонсалес отличался крупным телосложением и сложно переносил жару. А на домашнем для него этапе, Гран-при Аргентины 1955 года, было особенно жарко, поэтому и было принято решение просверлить эти дыры ради дополнительной вентиляции.

Этот шлем Хосе Гонсалес использовал всю свою гоночную карьеру

Внедрение визора

Многие изменения конструкции шлема в Формуле 1 стали результатом трагических событий. Так произошло и с внедрением защитного стекла, которое мы сейчас называем «визор». Во время Гран-при Бельгии 1960 года в лицо Алана Стейси попала птица — пилот потерял видимость, не справился с управлением, перелетел через трехметровое ограждение и приземлился только в поле. От полученных травм гонщик скончался.

После этого случая было принято решение сделать шлемы закрытыми. Взялась за разработку нового головного убора гонщиков компания Bell, а впервые такой шлем начали использовать только во второй половине 60-х годов. Но необходимо было случиться еще одной аварии, чтобы защитное стекло стало небьющимся. Именно такие изменения конструкции шлема произошли после аварии Хельмута Марко, в которой он ослеп на один глаз.

Кстати, в 1958 году Майк Хоторн уже использовал шлем с защитным стеклом. Однако оно отличалось чрезвычайно большими размерами и только подчеркивало его индивидуальность и джентльменскую харизму

Шлемы с визором того времени были достаточно тяжелыми и весили больше 2 килограммов. Головной убор был выполнен из закреплённого эпоксидной смолой стекловолокна со смягчающими вкладками из пенопласта и визором из прозрачного материала Лексан. Этот шлем по-прежнему не сильно защищал в случае тяжелой аварии, но уже мог обезопасить гонщика от небольшого предмета, летящего прямо в голову.

Ирина Лазурская

По теме



Source: parabolike.com


Добавить комментарий